Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?

Общая и специальная артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики по­может:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляци­онную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляци­онных органов;
  • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуля­ционная гимнастика делится на общую и специальную.

Упражнения для губ:

- Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

- Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

- Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

- Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

- Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.

- Надуть обе щеки («толстушки»), затем  втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зерка­лом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомля­ются. В этом случае посадите малыша напротив себя и пред­ложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассмат­ривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артику­ляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слухо­вое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение­ описание. Например:

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны ­–

От краев и до десны.

 

Я слегка прикрою рот,

 Губы - «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

 

Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходи­мо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хва­лите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недоволь­ства, если что-то не получается.

Упражнения для развития движений мышц щек:

- Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Упражнения для развития движений языка:

 

- Упражнение «Змейка» - показать узкий язык вперед «жа­лом», удержать на три счета.

- Упражнение «Дразнилки» - показать широкий язык «ло­паточкой», удержать на три счета.

- Упражнение« Часики» - переводить кончик языка пооче­редно из правого угла рта в левый угол рта.

- Упражнение «Орешек» - кончик языка упирается в пра­вую щеку, а затем в левую.

- Упражнение «Вкусное варенье» - медленно кончиком язы­ка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.

- Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка до­трагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.

- Упражнение «Ловкий язычок» - рот открыт, губы в по­ложении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:

- Упражнение «Карусель» - рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за ниж­ней.

- Упражнение «Лошадки» - открыть рот, пощелкать (по­цокать) языком.

- Упражнение «Грибок» - открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опус­тить язык с характерным щелчком.

При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гим­настикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

Артикуляционные упражнения:

« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иго­лочка».

Улыбаюсь: вот шутник – ­

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка ка­сается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла.  Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л - взрослый пред­лагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым паль­цем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произно­сить звук Л, затем резко отпустить язык. 

 

© samsonova-l2012

Конструктор сайтов - uCoz