Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.                                                                                                                         

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.                                                                                                                                               

 У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.                                                                            

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш,р,р', л, л', например: Пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.                                                                        

 Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

  • четкой, неторопливой;

  • доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

  • грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.                                                                                                                             

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.                                                                                                                      

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.                                                                                  

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

Показатели речевого развития детей 5-ти лет.

К пяти годам речь ребенка в основном сформирована. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым. Это возраст «почемучек». Дети способны уже пересказать знакомую сказку, охотно читают стихи, могут пересказать только что прочитанный короткий текст. Дети способны рассказать о виденном или услышанном, довольно подробно и последовательно, объяснив причину и следствие, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа: так не бывает.

     Так же к 5-ти годам дети овладевают всеми типами склонений, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности встречаются у детей при использовании редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, дерева, деревов, окнов).

     Важным показателем правильной речи ребенка является умение пользоваться предлогами: в, на, у, за , с, со, под , по после, -согласовывать существительные с прилагательными и числительными во всех трех родах.

В 5-6 лет дети свободно выполняют упражнения на словообразование, например:

Красный – краснеть, краснота…

Ловец – ловля, ловить, улов…

     Дети неплохо справляются с заданиями на словообразование прилагательных от существительных, причем не только обиходных (железо – железный, стекло - стеклянный), но и менее употребляемых: ситец – ситцевый, картон – картонный и т.д.

      К 5 – годам у детей формируется правильное произношение гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, свистящих и шипящих согласных. Иногда встречаются недостатки произношения сонорных звуков: Р и Л, М и В (много - вного). К 6-ти годам дети должны научиться правильно произносить и различать все фонемы родного языка.

      Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах, например, водопроводчик, балерина…

       Дети с нормальным уровнем речевого развития в возрасте 5-6 лет самостоятельно могут определять наличие заданного звука в слове. После небольшого предварительного обучения способны отбирать картинки, придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове.

Общие рекомендации:

Ребенок должен сам стремиться к тому, чтобы научиться правильно произносить все звуки. Постарайтесь заинтересовать малыша. Не требуйте, чтобы у ребенка сразу получилось то или иное упражнение. Помните о том, что малыш испытывает огромные трудности, не всегда способен придать нужное положение языку, губам и т.д. Поощряйте почаще своего ребенка для того, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Прежде чем заниматься с ребенком, сами научитесь выполнять артикуляционные упражнения.

Упражнения лучше выполнять с ребенком вечером, перед сном.  

© samsonova-l2012

Конструктор сайтов - uCoz